Works : Performance and Intervention

Deconstruction of Valie Export

BORYANA ROSSA

Solyanka State Art Gallery, Moscow

 

This work is a reenactment of the classic performance by VALIE EXPORT “Touch and Tap TV”1968. The artist constructed a small theater-like box with a curtain and put it on her chest. The people on the street  - men, women and children – were invited by another artist, to touch her in the box, behind the curtain.

What makes my piece different is not only the obvious shift of socio-political context and cultural environment, but also my specific anatomy – I have no breast. It had been removed surgically because I have been diagnosed with breast cancer. Women who have double mastectomy like me have a very big chance of survival. They live long lives, because the cancer has been removed and it is no more part of the body as it could have been if found in some internal organs. However women like me experience great depression mostly because of the superficial and stereotypical understanding of femininity and sexualized female image related to the presence of a breast.

In my performance, the audience is offered to experience the reality of this medical necessity in a mediated manner. The audience hands will be hidden behind a curtain. The experience will be more touching than seeing. Protected by this mediation, people can “touch and tap” the problems, women and not only women with different bodies experience internally and socially. 

To Solyanka Gallery Website

 

Деконструкция перформанса Вали Экспорт «Тактильное кино»

19 декабря, 22:00

Впервые в России известная художница Боряна Росса представит перформанс-реконструкцию работы 1968 года австрийского автора Вали Экспорт «Тактильное кино» в рамках специального проекта UCHRONIA 5-й московской биеннале современного искусства 19 декабря в 22:00 в Государственной галерее на Солянке.

Участники проекта UCHRONIA размышляют об альтернативных вариантах прошлого, настоящего и будущего, предлагая свое видение, анализируя существующие подходы, образные системы и эстетические формы. Одной из важных тем проекта является феномен переписывания истории и его роль в формировании восприятия реальности.

Концепт, тело, пространство, время, парадоксы перцепции, пол, сексуальность, социум, его конфликты в творчестве Вали Экспорт взаимосвязаны. Тело в этом случае является скорее перцептивно-когнитивным инструментом. В работе «Тактильное кино» (Tapp und Tastkino, 1968) слово «кино» носит иронический характер, так как вместо кино фигурирует грудь художницы, а кинотеатром является картонный ящик, который Экспорт надевает на обнаженный торс.

В настоящее время Боряна Росса живет в Софии и Нью-Йорке. Работая как художник в области перформанса, кино, фотографии, дигитального искусства, Росса также занимается кураторской деятельностью. В своем перформансе-реконструкции Боряна поднимает вопрос стереотипов восприятия женской привлекательности, проводя параллель с гендерной проблематикой, заявленной Вали Экспорт более сорока лет назад.

Перформанс Боряны Россы проходит в Государственной галерее на Солянке в рамках программы PYRFYR, направленной на исследовательскую и просветительскую деятельность в области перформанса. Перформанс является одним из основных направлений деятельности музея.